МКДОУ Детский сад № 198 "Речевичок"

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

 

1. Приоритетное направление деятельности по физическому развитию дошкольников.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий, приобщение воспитанников к образовательной деятельности «Физическая культура», спортом, формирование потребности в здоровом образе жизни является приоритетным направлением деятельности МКДОУ д/с № 198. Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям детей, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению воспитанниками ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Концептуальные положения

· В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия, физического совершенствования, работоспособности человека. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы.

· Ребёнок нуждается в организованной среде с заботливым, компетентным руководством взрослых. Тёплое, приязненное отношение воспитателей, оптимальный психологический климат – залог полноценного развития детей.

· Ребёнок неповторим, уникален в своей индивидуальности. Он должен быть свободен, самостоятелен, активен в познании себя и своего мира.

· Дошкольное детство – это период способный обеспечить формирование важных сторон духовного и нравственного воспитания ребёнка (эмоциональная и социальная сфера, поведенческие навыки здорового образа жизни).

· Дошкольный период призван пробудить детское творчество, обеспечить формирование важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных способностей.

· Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок – результат взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей.

Описание здоровьесберегающей методики

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в планах воспитательной работы педагогов дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остаётся актуальной.

Хорошее здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением. Таких результатов можно добиться лишь в том случае, если комплекс оздоровительных мероприятий, вся повседневная работа по охране и укреплению здоровья детей, реализация принципов оздоравливающей педагогики станут приоритетными в дошкольных учреждениях. Причём участниками этого процесса должны стать все взрослые, как в детском саду, так и в семье.

В нашем дошкольном учреждении охрана здоровья ребёнка опирается на его развитие. Педагогическим коллективом накоплен богатый опыт работы по физическому развитию и оздоровлению дошкольников. Но жизнь не стоит на месте, модернизируется система дошкольного образования. Поэтому возникает необходимость оптимизировать уже сложившуюся систему физкультурно-оздоровительной работы ДОУ.

Разработанная физкультурно-оздоровительная программа «Здоровый малыш» является одним из главных элементов управления оптимизацией оздоровительной деятельности нашего дошкольного учреждения. Программа представляет собой систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребёнка. Она базируется на основных принципах примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. М.А.Васильевой и др.), реализуемой в детском саду.

Цель программы: Оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка во все периоды дошкольного детства.

Задачи программы:

- Обеспечить качественную работу дошкольного учреждения по укреплению и сохранению здоровья детей.

- Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью.

- Привлекать родителей к формированию у детей ценностей здорового образа жизни.

В основе физкультурно-оздоровительной программы лежит комплекс разнообразных форм и видов деятельности, которые можно условно разделить на три направления

1. Сохранение и стимулирование здоровья

- Образовательная деятельность по физической культуре является основной формой развития двигательных навыков и умения детей. Перспективное планирование включает в себя разные формы организованной образовательной деятельности с дошкольниками:

u игровыепостроены на основе подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов;

u сюжетные – любые физические упражнения, знакомые детям,;

u учебно-тренирующего характера;

u тематические- с одним видом физических упражнений;

u комплексные–с элементами развития речи, математики, конструирования и т.д., но с включением дополнительной задачи, которая решается через движение;

u самостоятельная деятельность дети приучаются к организаторским действиям, т.к. им поочерёдно поручают провести разминку, бег, организовать игру;

u контрольно-диагностические – проводятся 2 раза в год (сентябрь, май) для получения информации об овладении детьми основных движений

- Релаксация

Взяв за основу методические пособия «Зелёный огонёк здоровья» М.Ю. Картушиной и «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т.Кудрявцева и Б.Б.Егорова педагогами ДОУ разработаны и внедряются в практику физкультурно-оздоровительной работы с детьми «Сеансы здоровья». Это небольшие комплексы, состоящие из оздоровительных упражнений и дыхательной гимнастики. Комплексы «Сеансов здоровья» представлены двух типов:

- активизирующие (направлены на поднятие тонуса ребёнка, увеличение двигательной активности, профилактику различных заболеваний);

- релаксациннные (направлены на снятие эмоционального напряжения ребёнка, общее расслабление).

Воспитатели имеют возможность варьировать их в зависимости от поставленных целей, режимного момента

- Коррегирующая гимнастика

Это необходимая составляющая часть профилактики и лечения детей часто и длительно болеющих простудными заболеваниями, имеющими нарушения в осанке, плоскостопие и т.п. Для них предусматривается щадящий общий режим, более чуткое внимание к их психике, к двигательной активности. Коррекционная работа с такими детьми проводится инструктором по физическому воспитанию в рамках специальных занятий с небольшой группой детей «Будь здоров, малыш!», которые проводит инструктор по физической культуре. За основу занятий взята программно-методическое пособие В.Т.Кудрявцева и Б.Б.Егорова «Развивающая педагогика оздоровления». Структура занятий включает в себя:

- Комплекс общеразвивающих упражнений с обязательным включением профилактических упражнений для верхних дыхательных путей.

- «Гимнастику маленьких волшебников» (психогимнастика, самомассаж).

2. Обучение здоровому образу жизни

Уроки здоровья и безопасности

Вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения являются для нашего дошкольного учреждения актуальными и требующими особого внимания. Начиная, со средней группы, работа по формированию основ безопасной жизнедеятельности проводится по пяти направлениям:

- «Ребёнок и его здоровье» (формирование ценностей здорового образа жизни»;

- «Ребёнок дома» (пожарная безопасность и безопасность в быту);

- «Ребёнок и дорога» (правила дорожного движения);

- «Ребёнок и природа» (навыки безопасного поведения на природе);

- «Ребёнок и другие люди» (навыки личной безопасности)

Составлены циклы Уроков здоровья и безопасности для детей средней, старшей и подготовительной к школе групп. Подобранный по данному направлению теоретический и практический материал позволяет воспитателям дать детям 4-7 лет валеологические знания, воспитать интерес к оздоровлению собственного организма, развивать навыки ведения здорового образа жизни, формировать основы безопасной жизнедеятельности.

3. Коорекционно-развивающая деятельность

- Технологии музыкального сопровождения

Широко известен целительный потенциал музыки. В нашем дошкольном учреждении широко используются различные формы музыкального воздействия. Богатая фонотека позволяет воспитателям использовать лучшие образцы музыкальной классики для сопровождения режимных моментов. Примеры музыкального сопровождения собраны в так называемой «Копилке чувств», помогающей подобрать музыкальное произведение либо для релаксации, либо, наоборот, позволяющее активизировать деятельность дошкольников.

Великая ценность каждой семьи – здоровье детей. Вырастить ребенка сильным, здоровым, крепким – это естественное желание каждого родителя и одна из ведущих задач нашего дошкольного учреждения. Наш детский сад работает как открытая система для сотрудничества с родителями. Стремясь повысить родительскую компетентность, мы обращаем их внимание на следующие вопросы:

u уметь оценить ведущие показали роста и гармонического развития ребенка;

u обеспечить ребенку правильный режим дня, систематичность и регулярность двигательных занятий и активных игр как основы жизнедеятельности и полноценного развития малыша;

u для укрепления здоровья ребенка в семье важно использовать комплекс мероприятий по закаливанию, организации физического воспитания активного отдыха ребенка как можно раньше;

u с раннего возраста необходимо приучать ребенка к соблюдению основных элементов здорового образа жизни: выполнение правил гигиены, дружить с физкультурой, осознанно относиться к сохранению своего здоровья и окружающих.

Чтобы организовать взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам здоровьесбережения мы используем разные формы общения. Наибольшей популярностью среди родителей пользуются встречи с родителями из серии «Вам, родители!», «Школа молодых родителей» Неформальная обстановка, возможность не только получить новые знания, но и поделиться своими педагогическими находками с другими, совместная деятельность со своим малышом – всё это привлекает многих мам и пап.

Тематика и формы встреч разнообразны и отвечают запросам родителей: практикумы «родитель-ребёнок», посвящённые организации двигательной активности дошкольников, интерактивные семинары, консультации «Адаптация ребёнка к детскому саду», «Проблемы воспитания дошкольника», «Как подготовить ребёнка к школе» и т.д.

Особой популярностью у родителей и детей пользуются ежегодные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». Соревновательный задор, с которым папы и мамы принимают участие в играх, передаётся их сыновьям и дочерям. Атмосфера единения между взрослыми и детьми царит на таких мероприятиях всегда.

Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей. Это в конечном итоге положительно влияет на состояние здоровья, развитие двигательной активности, физических качеств наших воспитанников.

Прогнозируемый результат

· Снижение заболеваемости и укрепление здоровья воспитанников.

· Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни.

· Создание атмосферы благоприятного социально-психологического микроклимата для каждого ребёнка.

· Формирование совместных традиций семьи и детского сада по физическому воспитанию ребёнка.

Условия реализации направления деятельности

по физическому развитию дошкольников

  1. Кадровое обеспечение физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении
  2. Методическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности
  3. Сотрудничество детского сада и семьи в деле формирования здоровья ребёнка
  4. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами города по вопросам здоровьесбережения
  5. Развитие материально-технической базы ДОУ по оздоровлению детей
  6. Санитарно-гигиенические условия. Организация работы согласно требований СанПин

Основные параметры оценки эффективности деятельности по физическому развитию дошкольников

1. Изучение физических, психологических и индивидуальных особенностей ребёнка (диагностические методики)

2. Основные параметры знаний и умений воспитанников по разделу «Физическая культура» примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. М.А.Васильевой.).

3. Медико-педагогический контроль за физкультурно-оздоровительной работой в дошкольном учреждении.

4. Мониторинг здоровья детей.

Программное обеспечение

Название программы

Комплексные

1.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. М.А.Васильевой и др.).

Парциальные

1.

«Физическая культура дошкольникам» Л.Д.Глазыриной

2.

«Программа оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками» В.Т.Кудрявцева, Б.Б.Егорова.

 

Название технологии

Программно-методическое обеспечение

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

1.1.

Игровой стретчинг и ритмопластика

- А.И.Буренина «Ритмическая мозаика»,

- О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная гимнастика в ДОУ».

1.2.

Релаксация

- М.Ю.Картушина «Зелёный огонёк здоровья»,

- В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров «Развивающая педагогика оздоровления»,

- О.В.Козырева «Лечебная физкультура для дошкольников»,

- Н.А.Онучин «Дыхательная гимнастика для детей»,

- О.Н.Моргунова «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ»

1.3.

Коррегирующая гимнастика (нарушение осанки, плоскостопия)

1.4.

Дыхательная гимнастика

Технологии обучения здоровому образу жизни

2.1.

Уроки здоровья и безопасности

- Н.А.Авдеева, Н.Л.Князева, Р.Б.Стрекина «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»,

- К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина «Твоя безопасность: Как вести себя дома и на улице»

2.2.

Самомассаж

В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров «Развивающая педагогика оздоровления»

2.3.

Точечный массаж

Коррекционные технологии

3.1.

Технологии музыкального воздействия

Н.Н.Ефименко «Театр физического воспитания дошкольников»

3.2.

Технологии коррекции поведения

С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

3.3.

Психогимнастика

М.И.Чистякова «Психогимнастика»

3.4.

Технологии воздействия цветом

Н.М.погосова «Цветовой игротренинг»

Содержание работы по реализации приоритетного направления

по физическому развитию дошкольников

I. Основные направления физического развития детей

1. Организация сбалансированного питания детей.

2. Обеспечение плотной двигательной активности детей в течение дня:

- Утренняя и бодрящая гимнастики.

- Ежедневное физкультурное занятие.

- Спортивные игры.

- Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

- Праздники здоровья.

- Самостоятельная двигательная деятельность детей в помещении и на прогулке.

3. Проведение закаливающих мероприятий:

- Воздушное закаливание.

- Босохождение.

- Ароматерапия.

- Солевое закаливание.

- Полоскание полости рта.

- Ходьба по коррегирующим дорожкам.

4. Нормализация соотношения процессов возбуждения и торможения нервно-психической деятельности:

- Формирование правильного режима дня.

- «Сеансы здоровья» (дыхательная гимнастика + озоровительные упражнения, психогимнастические этюды).

5. Профилактика и коррекция нарушений осанки, плоскостопия, зрения:

- Упражнения и игры профилактического и коррекционного характера, рекомендованные для ДОУ (как часть комплекса общеразвивающих упражнений, индивидуальная работа).

РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

воспитанников МКДОУ д/с № 198 компенсирующего вида «Речевичок»

вид занятий и форма двигательной активности

продолжительность, мин

особенности организации

сред.

гр.

старшая гр.

подгот. гр.

1.Организованная образовательная деятельность

Образовательная область «Физическая культура»

15-20

20-25

25-30

2 раза в неделю – в зале

1 раз в неделю на прогулке

Образовательная область «Музыка»

15-20

20-25

25-30

2 раза в неделю в музыкальном зале (музыкальные подвижные игры, хороводы, упражнения под музыку)

2.Физкультурно-оздоровительные занятия

Утренняя гимнастика

6-8

8-10

10-12

Ежедневно в спортивно-музыкальном зале.

В теплое время года – на улице

Двигательная разминка во время перерыва между организованными образовательными областями

1-3

3

3-5

Ежедневно, в перерывах между занятиями

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики

3-5

3-5

3-5

Ежедневно в утренние часы

Физкультминутка

1-3

1-3

1-3

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания образовательной деятельности

Подвижные игры и физические упражнения в группе

7-10

10-15

10-15

Ежедневно утром и вечером по 1-2 подвижной игре

Подвижные игры и физические упражнения на прогулках

10-15

10-15

10-15

Ежедневно, во время прогулок по плану воспитателя

Индивидуальная работа с детьми по освоению основных видов движений (ОВД)

5-8

8-10

8-10

Ежедневно, во время вечерней прогулки

Упражнения после дневного сна, дыхательная гимнастика, самомассаж, закаливающие мероприятия

8-10

10-12

10-12

Ежедневно, после дневного сна

3.Активный отдых

Целевые прогулки

15-20

25-30

25-30

1 раз в неделю

 

 

Физкультурно-спортивные праздники

45

до60

до60

Два раза в год на открытом воздухе

Каникулы

 

 

 

1 раз в год. Отменяются все виды организованной образовательной деятельности. Двигательный режим насыщается спортивными играми, соревнованиями, прогулками и т.д.

Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья.

Самостоятельная двигательная деятельность

 

 

 

Ежедневно (в группе и на прогулке), под руководством воспитателя. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья.

физкультурные досуги

20

25-30

40

1 раз в месяц

4.Дополнительные виды занятий

ЛФК

15-20

20-25

20-25

Еженедельно, проводит медсестра

 

Вариативность физкультурно-оздоровительных мероприятий

Утренняя гимнастика

· Традиционная форма.

· Игровая, сюжетная.

· Оздоровительный бег, ходьба в сочетании с ОРУ.

· В форме 2-3х подвижных играх.

Организованная образовательная деятельность «Физическая культура»

· Игровая, сюжетная.

· Комплексная.

· Тематическая.

· Контрольно-диагностическая.

· Учебно-тренирующего характера.

Физминутка

· Игровая, сюжетная под стихотворный текст.

· Пальчиковая гимнастика.

· Психогимнастика.

· Мимический этюд.

Гимнастика после сна

· Комплекс профилактической (коррегирующей) гимнастики.

· Разминка в постели: потягивание, самомассаж.

· Игровой и сюжетный комплекс.

· Игра малой подвижности или хороводная игра.

Прогулка

· Тематическая, сюжетная.

· Оздоровительная.

· Экскурсия, поход.

Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального и мышечного тонуса. Содержание утренней гимнастики выбирается в соответствии с возрастом детей, с учётом имеющихся у них двигательных навыков, условий, где она проводится. Обычно комплекс общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики берётся с организованной образовательной деятельности «Физическая культура» и повторяется 1-2 недели. Однако, допустимы и другие виды двигательной активности.

Утренняя гимнастика на улице – прекрасная оздоровительная процедура. Необходимо учитывать следующие особенности проведения утренней гимнастики на открытом воздухе:

- Для всех возрастных групп утренняя гимнастика на воздухе проводится в весенне-летний период (тёплое время года), поздней осенью и зимой – с детьми средней и старшей группы (в зависимости от погодных условий).

- В зависимости от погоды регулируется физическая нагрузка: при понижении температуры увеличивается, изменяя темп упражнений, при повышении температуры – снижается, чтобы избежать перегрева организма.

Организованная образовательная деятельность «Физическая культура» является основной формой развития двигательных навыков и умения детей.

В каждом возрастном периоде организованная образовательная деятельность «Физическая культура» имеет разную направленность:

Формы проведения организованной образовательной деятельности воспитатель выбирает по своему усмотрению в зависимости от возраста детей, выдвинутых задач, места проведения, условий, личного опыта и профессиональных умений. В средней группе использует преимущественно организованную образовательную деятельность игрового, сюжетного характера. С детьми старшего возраста чаще проводит - учебно-тренирующего, контрольно-зачётного характера.

Виды организованной образовательной деятельности «Физическая культура»

- Сюжетные – любые физические упражнения, знакомые детям, органично сочетаемые сюжетом.

- Игровые построены на основе подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов.

- Тематические – с одним видом физических упражнений.

- Комплексные – с элементами развития речи, математики, конструирования и т.д..

- Самостоятельная деятельность детей дети приучаются к организаторским действиям, т.к. им поочерёдно поручают провести разминку, бег, организовать игру.

- Контрольно-диагностические – проводятся 2 раза в год (сентябрь, май) для получения информации об овладении детьми основных движений – диагностика физических качеств.

Структура примерного планирования прогулки

После образовательной деятельности с высокой физической нагрузкой

· Самостоятельная деятельность.

· Наблюдение.

· Игры на развитие коммуникативных умений, психогимнастика.

· Дидактические игры и упражнения на развитие познавательных способностей.

· Трудовые поручения.

· Подвижные игры средней и малой подвижности.

· Дыхательные упражнения.

После образовательной деятельности с интеллектуальной нагрузкой

· Подвижные игры (фронтально).

· Наблюдение.

· Самостоятельная деятельность детей.

· Трудовые поручения.

· Индивидуальная работа.

· Спортивные игры и упражнения.

· Дыхательные упражнения.

Виды двигательной активности дошкольников на прогулке

- Общая подвижная игра для всех детей.

- 2-3 подвижные игры с подгруппами детей.

- Индивидуальная работа с детьми над основными видами движений (в соответствии с ОВД, включенными в физкультурное занятие)

- Спортивные игры (зимой – хоккей, весной, летом и осенью – футбол, бадминтон, городки, баскетбол).

- Спортивные упражнения (зимой – катание на санках, лыжах, весной, летом и осенью – катание на велосипедах, самокатах, игры с мячом).

- Оздоровительный бег в конце первой прогулки (средний, старший возраст).

Раз в квартал полезно проводить прогулку-поход за пределы детского сада. Длительная спортивная ходьба по заданному маршруту позволяет детям не только укрепить своё здоровье, но и значительно расширить знания об окружающем мире.

Инструкция по охране жизни и здоровья детей

при проведении прогулки-похода:

- Маршрут должен быть тщательно изучен.

- В проведении прогулки-похода должны участвовать не менее двух взрослых.

- Во избежание перегрева и переохлаждения одежда должна соответствовать сезону года и состоянию погоды.

- При переходе улиц и дорог воспитатель следит за тем, чтобы дети соблюдали правила дорожного движения.

- Необходимо иметь с собой аптечку первой медицинской помощи.

Закаливание является эффективной формой укрепления здоровья детей.

Систематическое закаливание способствует формированию у детского организма умения безболезненно переносить изменения окружающей среды. Закаливание приводит к усилению обмена веществ, повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, оказывает благотворное влияние на общее психосоматическое состояние и поведение ребёнка.

При закаливании следует неукоснительно придерживаться определённых правил, первое из которых – постепенность. Необходимо также учитывать состояние здоровья и индивидуальные особенности ребёнка. Нельзя проводить закаливающие процедуры, которые не нравятся ребёнку. Они должны приносить ему радость.

Виды закаливания

Методика использования ароматерапии

Показания:

  • Профилактика ОРЗ, гриппа, бронхита (за счет увеличения в воздухе количества полезных отрицательных ионов, очищения воздуха от примесей и загрязнений);
  • Повышенная возбудимость;
  • Двигательная расторможенность;
  • Тяжелое течение адаптации.

Противопоказания:

  • Аллергопатологии (лечебные и профилактические мероприятия ароматерапии может назначать только врач);
  • Повышенная индивидуальная чувствительность к запахам;
  • Острое течение заболевания.

Техника проведения:

1. Ароматерапия используется в течение месяца два раза в год (в феврале, ноябре);

2. В группах раннего возраста можно применять ароматерапию в период адаптации ( с сентябре);

3. Рекомендуется использовать:

  • масло эвкалиптовое – в утреннее время (по 5 капель – 10-15 минут;
  • масло лавандовое или мятное – во время сна детей ( по 5 капель – 10-15 минут).

Механизм действия

бактерицидный, противовоспалительный, успокаивающий эффекты достигаются путем вдыхания воздуха, насыщенного эфирными маслами растений.

Оборудование:

  • разные виды масел;
  • аромалампа;
  • музыкальный центр.

Методика солевого закаливания

Показания:

  • Профилактика ОРВИ

Противопоказания:

  • Все виды лихорадочных состояний;
  • Обширные поражения кожных покровов;
  • Выраженные травмы и другие заболевания со значительными нарушениями деятельности нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной систем.

Техника проведения:

1. Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя.

2. Стопы ребенка должны быть предварительно «разогреты». С этой целью используются массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки.

3. Ребенок в течение 2-х минут ходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры.

4. переходит на второй коврик, смоченный чистой водой комнатной температуры, удаляя соль с подошв ног, а затем – на сухой коврик и вытирает ступни насухо.

Механизм действия

солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение периферических сосудов стоп. Кровь приливает к нижним конечностям, длительное время сохраняя их тепло.

Оборудование:

  • три фланелевых коврика;
  • 10%-ый раствор поваренной соли: температура – от 10 до 180 С, соотношение – 1кг.соли на 10л воды; 0,5 кг. на 5 л. воды; 0,25кг на 2,5л. воды

Методика контрастного воздушного закаливания

Показания:

  • Укрепление иммунитета.

Противопоказания:

  • Острые заболевания;
  • Обострение хронических заболеваний;
  • В зависимости от состояния ребенка нужно проводить общие или частичные воздушные ванны.

Техника проведения:

1. К концу дневного сна температура воздуха в одном из помещений (спальне или игровой) снижается до 13-160 С

2. Дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный фон.

3. Лежа в постели поверх одеяла, ребята в течение 2-3 минут выполняют физические упражнения, охватывающие все группы мышц;

  • Подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками с последующим выпрямлением;
  • Перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно относительно туловища;
  • Покачивание согнутых колен вправо и влево с противоположным движением рук;
  • Различные упражнения в положении «лежа на боку», «сидя», «лежа на животе».

4. По команде дети встают с постели, оставаясь в одних трусиках. В течение 1-1,5 минут попеременно в «холодном» и «теплом» помещениях выполняют циклические упражнения (бег, ходьба, танцевальные элементы, нестандартные физические упражнения), т.е. принимают воздушно-контрастную ванну.

Механизм действия

холодный воздух воздействует на рецепторы кожи, тем самым приспосабливая организм ребенка, тем самым приспосабливая организм ребенка к температурным перепадам.

Условия проведения:

  • Температура теплого помещения составляет 21-240 С, а холодного в начале закаливания – на 3-50С ниже. В течение 1,5 – 2 минут температура в холодной комнате снижается до 13-150 С.

Методика полоскания полости рта

Показания:

  • Профилактика кариеса, стоматита, ангины, ОРВИ

Противопоказания:

  • Острые респираторные заболевания;
  • ЛОР – патология (после консультации отоларинголога)

Техника проведения:

1. Лечебным действием обладает раствор с добавлением отвара лекарственных трав или минеральная вода.

2. Ребенок набирает воду в рот, прополаскивает и сплевывает.

3. Процедура повторяется 3-4 раза

Механизм действия

  • Смывание с зубов и языка остатков пищи препятствует появлению болезнетворных бактерий в полости рта.
  • Холодная вода повышает устойчивость слизистой оболочки ротоглотки к действию низких температур.

Условия проведения:

  • Дети в возрасте 4-6 лет, уже умеющие полоскать рот, начинают эту процедуру при температуре воды 36-370 С.
  • Каждые 2-3 дня температура воды снижается на 10 С до комнатной температуры.
  • Дети не умеющие полоскать рот, могут пить прохладную воду.

Методика ходьбы по корригирующим дорожкам

Показания:

  • Развитие координации движений;
  • Повышение двигательной активности детей;
  • Формирование стопы.

Противопоказания:

  • Острые заболевания;
  • Обострение хронических заболеваний.

Техника проведения:

1. Дорожки обозначают в группе (спальне, игровой, раздевалке) импровизированными спортивными снарядами и инвентарем.

2. Предметы располагают так, чтобы все воспитанники могли заниматься одновременно, переходя от одного снаряда или инвентаря к другому.

Механизм действия

используется в сочетании с контрастными воздушными ваннами после дневного сна.

Оборудование:

  • Лоток с галькой и водой;
  • Махровый коврик;
  • Ребристая доска;
  • Банкетка;
  • Лесенка;
  • Стремянка и коврики – резиновые, шерстяные, теплые, холодные, сухие, влажные

Методика хождения босиком

Показания:

  • Укрепление сводов стопы и ее связок;
  • Повышение устойчивости организма к действию низких температур

Противопоказания:

  • Острые заболевания;

Техника проведения:

1. Процедура проводится при температуре пола не ниже 180 С

2. Первые 4-5 дней дети ходят в носках, а затем босиком по 3-4 минуты;

3. Ежедневно время процедуры увеличивается на 1-2 минуты и постепенно доходит до 15-20 минут.

Механизм действия

прохладный пол воздействует на рецепторы кожи, тем самым приспосабливая организм ребенка к температурным перепадам.

Хождение босиком можно практиковать во всех группах. Процедура хорошо переносится детьми. С воспитанниками средних и старших групп можно проводить утреннюю зарядку босиком (в помещениях)

Оборудование:

  • Музыкальный центр;
  • Свободное пространство групповой комнаты.

 

II. Обеспечение безопасной жизнедеятельности дошкольников

Вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения являются для дошкольного учреждения актуальными и требующими особого внимания.

Уроки здоровья и безопасности проводятся ежедневно.

Методические рекомендации по проведению

Уроков здоровья и безопасности:

- Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность.

- Содержащийся в образовательной деятельности познавательный материал должен соответствовать возрасту ребёнка.

- Познавательный материал необходимо сочетать с практическими заданиями (оздоровительные минутки – упражнения для глаз, самомассаж тела, упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения, психогимнастические этюды).

- Возможен интегрированный подход к проведению Урока здоровья и безопасности (познавательная деятельность детей может сочетаться с изобразительной, музыкальной деятельностью, речевым и физическим развитием).

- Содержание образовательной деятельности желательно наполнять сказочными и игровыми персонажами, проблемными ситуациями, связанными с ними.

- Наглядный материал по теме Урока здоровья и безопасности должен быть ярким, привлекательным, интересным ребёнку.

- Использование художественного слова внесёт в Урок здоровья и безопасности дополнительный эмоциональный настрой

- С уважением относиться к любому ответу ребёнка, недопустима отрицательная реакция.

- В конце Урока здоровья и безопасности должны чётко звучать основные правила, закрепляющие тему занятия.

- В конечном итоге Урок здоровья и безопасности должен приносить детям чувство удовлетворения и радости, желание прийти снова на занятие.

 

Основные направления работы

по формированию основ безопасной жизнедеятельности дошкольников

Ребёнок и здоровье

Формировать у дошкольников ценности здорового образа жизни

Ребёнок дома (пожарная безопасность)

Формировать у детей умение правильно обращаться с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности

Ребёнок и дорога

Формировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге, улице, в общественном транспорте

Ребёнок и природа

Развивать у дошкольников основы экологической культуры, навыки безопасного поведения на природе

Ребёнок и другие люди

Формировать у детей знание о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми, в том числе подростками

Планируемые результаты освоения программы

по физическому развитию дошкольников

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме.

Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.

Пользуется физкультурным оборудованием вне организованной образовательной деятельности (в самостоятельной деятельности).

Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры. Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Знаком с понятиями «здоровье» и «болезнь».

Имеет элементарные представления о некоторых составляющих здоро­вого образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходи­мости соблюдения правил гигиены.

Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упраж­нениях.

Проявляет желание участвовать в играх с элементами соревнования, в играх-эстафетах.

Пользуется физкультурным оборудованием вне организованной образовательной деятельности (в самостоятельной деятельности).

Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры.

Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе зака­ливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жиз­ни. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.

Имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания.

Начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье.

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

Сформированы основные физические качества и потребность в двига­тельной активности.

Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

2.Региональный компонент

Цель: ознакомление ребенка с природными, культурными, социальными и экономическими особенностями Сибири, раскрыть перед ребенком окружающий мир, развивать чувство привязанности, преданности и ответственности по отношению к своей Родине, воспитывать свободную, творческую, толерантную личность, знающую и уважающую родную культуру и культуру народов ближайшего национального окружения.

Задачи:

· Формировать у детей общее представление о природе, об истории края, жизни народов, культуре родного народа и культуре народов, живущих в Сибири

· Формировать в растущем человеке начала духовности, необходимые для развития внутреннего мира личности

· Формировать адекватное отношение ребенка к себе, к своим родным и близким, друзьям, обществу в целом.

· Формировать основы гражданственности, уважения к правам человека

Принципы работы:

1. Доступность.

2. Систематичность и последовательность.

3. Наглядность.

4. Динамичность.

5. Дифференциация.

Средства реализации:

1. Специально организованное обучение, интегрированное по всем образовательным областям Программы

2. Совместная деятельность педагога с детьми:

- экскурсии (по городу, в музейно-выставочный центр, в краеведческий музей города Новосибирска, в ботанический сад, в библиотеку им.А.Ахматовой, им. Калинина);

- наблюдения в природе;

- чтение художественной литературы (писатели Сибири);

- рассматривание иллюстрационного материала (репродукции картин, фотографий с памятными местами);

- подвижные игры народов Сибири;

- праздники и развлечения;

- детское художественное творчество;

-создание мини-музеев в группах «Духовное наследие Сибири»

3. Развивающая среда, способствующая развитию интереса к окружающей действительности, любознательности, патриотических чувств.

4. Работа с родителями. Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребенок-педагог для патриотического воспитания.

Содержание работы по направлениям

Физическое развитие

Цель: формирование осознанного отношения к своему здоровью, воспитание ценности здорового образа жизни, как приоритетного направления политики образования в России.

Задачи:

· способствовать становлению у детей ценности здорового образа жизни;

· развивать физические качества детей в играх народов Сибири;

· создать условия для максимального развития возрастных возможностей и способностей детей с учетом климатических условий региона (лыжи);

· формировать знания о спортивных достижениях сибиряков (имена спортсменов).

Познавательно - речевое развитие

Цель: знакомство с литературными произведениями, сибирскими авторами.

Задачи:

· расширять представления об этнических особенностях народов Сибири;

· развивать коммуникативные навыки общения;

· воспитывать чувство гордости за культурное наследие Сибири;

· воспитывать бережное отношение к природе.

Социально - личностное

Цель: включение детей в систему социальных отношений

Задачи:

· приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в образовательном учреждении;

· формировать собственное отношение к явлениям общественной жизни;

· формировать первичные представления о труде взрослых;

· воспитывать ценностное отношение к своему труду, труду работников детского сада, его результатам;

· приобщать к правилам безопасного поведения в природе; на улицах города.

Художественно - эстетическое развитие

Образовательная область «Художественное творчество» соответствует художественно-эстетической линии, так как формирует знания о произведениях искусства, народно-декоративного искусства, способствует включению детей в совместную деятельность с детьми и взрослыми.

Цель: воспитание ребенка как носителя культурных ценностей народов Сибири, бережное отношение к ним.

Задачи:

· обогащение музыкально-художественного и интеллектуального опыта ребенка;

· расширение представлений о различных видах искусства Сибири;

· воспитание духовно богатой, творческой личности.

 

Образовательная область «Музыка» соответствует художественно-эстетической линии, так как способствует знакомству с произведениями народной музыки, песенного фольклора нашего региона при реализации совместной деятельности.

Цель: Развитие музыкального творчества детей на основе культурного наследия и традиций народов Сибири.

Задачи:

· приобщать к национальной музыкальной культуре Сибири;

· создавать условия для развития музыкальных способностей;

· воспитывать чувство прекрасного, умение отражать полученные знания об окружающей действительности через музыкальное сопровождение.

Формирование знаний о произведениях искусства, народно-декоративного искусства, знакомство с произведениями народной музыки, песенного фольклора нашего региона, воспитание ребенка как носителя культурных ценностей народов Сибири.

Задачи:

· расширять представление детей о различных видах искусства Сибири;

· приобщать к национальной культуре Сибири (музыка, произведения искусства);

· создавать условия для развития творческих способностей;

· воспитывать чувство прекрасного;

· учить отражать полученные знания об окружающей действительности в продуктивной деятельности.

Методы реализации

Практические

Словесные

Наглядные

1. Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности.

2. Экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребёнка.

3. Оформление зон в каждой возрастной группе для нравственно – познавательного развития.

4. Создание в каждой группе мини-музеев «Духовное наследие Сибири»

1. Беседы.

2. Чтение художественной литературы.

3. Заучивание стихотворений.

4. Дидактические игры.

5. Сюжетно-ролевые игры.

6. Подвижные игры.

7. Развлечения.

8. Моделирование ситуаций.

9. Консультации.

10. Наблюдения.

1. Организация выставок, конкурсов.

2. Сбор фотоматериалов.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Аудиовизуальная техника.

5. Информационно – агитационные стенды.

6. Театральная деятельность разнообразных видов.

7. Личный пример взрослых.

Планируемые результаты освоения программы

по разделу «Региональный компонент»

Показатели развития детей среднего возраста

Ожидаемые результаты:

Имеют представление (элементарное)

- о прошлом и настоящем некоторых предметов быта: утварь, жилище, одежда;

- о труде скотовода, пчеловода;

- о разных жанрах фольклора: колыбельные песни, прибаутки, сказки;

- о жанре сибирских сказок – сказки о животных;

- о некоторых народных этикетных традициях – уважение к старшим.

Знают и называют:

- улицу, на которой живут и на которой расположен детский сад;

- предметы домашнего обихода, их названия;

- традиционные блюда сибирской кухни;

- элементы национальной одежды, характерные их детали;

- колыбельные песни, прибаутки, сказки;

- произведения (стихи, рассказы) сибирских писателей, поэтов;

- названия народных игр;

- народные праздники;

- предметы народного декоративно-прикладного искусства Сибири;

- свое имя и фамилию;

- имя, отчество родителей;

- значение своего имени.

Умеют:

- использовать предметы быта в сюжетно-ролевых играх;

- с помощью взрослых составлять меню для традиционных Дней сибирской кухни;

- отражать полученные художественные умения и впечатления в рисунках, аппликациях, конструировании;

- описывать предметы быта;

- проявлять интерес к предметам материальной культуры (к концу 5 года жизни);

- организовывать игры: игры-драматизации, сюжетно-ролевые по сюжетам сказок и произведений художественной литературы Сибири;

- играть в народные, подвижные игры;

- организовывать и играть в дидактические игры с региональным содержанием;

- полученные художественные умения отражать в рисунках, аппликациях;

- организовывать театрализованную деятельность;

- проявлять интерес к произведениям народного творчества, декоративно-прикладного искусства Сибири.

Показатели развития старших дошкольников

Ожидаемые результаты:

- как полноправный гражданин знает свои права и обязанности, соблюдает общественные нормы и правила поведения, этикет при общении с взрослыми и сверстниками;

- имеет представления о том, что родившийся человек является членом семьи, гражданином своей страны;

- имеет представление о своей национальности;

- имеет сформированное представление о малой родине – месте, где родился и живет с родителями как о части родного края, большой родины – России, планеты Земли;

- имеет развитый познавательный интерес к культуре, традициям, истории, природе, трудовому ритму народов, проживающих рядом;

- имеет развитый познавательный интерес к родному городу, его росту и благоустройству;

- имеет представление о многонациональном составе населения города, страны;

- имеет представление о особенностях культуры, искусства, народного творчеств, произведениях авторов, о народных играх и игрушках, музыкальном творчестве;

- способен понимать нравственный смысл устного народного творчества, правильно оценивать поступки героев, их действия и личностные качества;

- имеет развитый художественный вкус, умеет оценивать произведения искусства;

- знаком с культурой поведения в природе и соблюдает ее в жизненных ситуациях.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".